25.11.2016

ИНТЕРВЬЮ: ЕВГЕНИЙ ГОНЧАРОВ 12-КРАТНЫЙ ЧЕМПИОН МИРА


С 27 по 30 октября в Казахстане в г.Актобе проходил 
чемпионат мира по гиревому спорту. Турнир собрал более 450 участников из 38 стран мира. Главное лицо соревнований 12 –кратный 
чемпион мира, заслуженный мастер спорта республики Казахстан Евгений Гончаров. О том, сколько было потрачено сил и как к этому шло всё гиревое сообщество Казахстана, а также искренние воспоминания Евгения читайте в интервью. 






- Евгений, здравствуйте!
- Добрый день

-Сразу хотим поздравить Вас с успешным проведением чемпионата Мира по гиревому спорту, который все без исключения признали эталонным. Наряду с организаторскими обязанностями вы выступали ещё и как спортсмен и капитан сборной команды Казахстана. После такой нагрузки, какие у Вас планы: идти дальше или провести долгий анализ и что-то изменить или создать?
- Безусловно, нагрузка легла колоссальная, в первую очередь эмоциональная, поскольку мы старались учесть все нюансы, мелочи, которые порой и определяют успешное проведение мероприятия! В чем суть сервиса?   Дать клиенту то, на что он в принципе и не рассчитывал!  То есть даже самую малую и непринципиальную вещь. Будь это магнезия в разминке, куллер с водой, симкарта на телефон для приезжих спортсменов, встреча в аэропорту с плакатами и волонтерами и так далее. И как следствие, Чемпионат проведён с очевидным успехом, а «хвосты» остались, как говорится. Сейчас решаем, куда распределить гири, по каким залам, чтобы они реально «работали». Нужно провести награждение всех тех, кто помог нам в проведении Чемпионата. А это в первую очередь спонсоры, далее руководители управлений, спортивных школ, технический персонал.
 Конечно, много чего увидели по ходу Чемпионата, появился международный опыт проведения соревнований, стали понятны те вещи, которые нужно учесть при проведении следующих соревнований, потому как всегда хочется сделать лучше и комфортнее для наших спортсменов. Действительно, сейчас хочется идти дальше и организовать что-то подобное, так как такие мероприятия оставляют большой след в истории и несут социальную нагрузку, пропагандируя здоровый образ жизни! После Чемпионата я получил множество писем и звонков с просьбой подсказать, где у нас можно записаться в секцию гиревого спорта. Появилась идея создания АСГС (Азиатского Союза гиревого спорта), то есть усилить внимание и развитие азиатского региона, поскольку в Азии, по большей части, присутствуют только любители, поднимающие гири весом 24 кг. Для этого нужен сильный финансовый лидер и группа фанатов, которые будут делать основную работу по продвижению гиревого спорта в Азии. Принципиальное согласие мы получили, остается все проанализировать, провести подготовительную работу и как говорится «Вперед с песней»!  

- Евгений, Вас безусловно можно назвать «Человек года» в мире гиревого спорта. Как Вы относитесь к подобному эпитету?
- Ну, если заслужил, не буду спорить.  Если хочешь достичь в своем деле настоящих вершин, то должен любить свое дело всей душой и всем сердцем, тогда работать будет легко и непринужденно!  В гиревом спорте я 19 лет. 19 лет назад я впервые  увидел Чемпионат Мира у себя в городе, - это был Чемпионат Мира по самбо. Правда, состав был тогда намного меньше нашего: страны СНГ и Монголия. И вот спустя 19 лет мы привезли «Мир» к нам домой. Признаться честно, «мечтать» об этом мы начали примерно 5 лет назад. После пошли уже намерения. И конечно, как спортсмену, видавшему множество чемпионатов, мне хотелось сделать так, чтобы у каждого спортсмена остались только положительные эмоции, сделать все так, чтобы Чемпионат вошел в историю, чтобы спустя годы о нем говорили. Ещё хотелось показать наш национальный колорит, культуру, казахское гостеприимство.

- После проведения чемпионата Мира, имея самый высокий организационный опыт, какие советы Вы можете дать всем, кто организует соревнования, что делать и чего наоборот не стоит делать? 
- В первую очередь это конечно же ваша команда!  Каждый должен отвечать за свой участок, а координировать все это – начальник штаба, то есть вся информация должна стекаться к нему, а не передаваться из уст в уста. У нас вышел замечательный квартет в лице президента областной федерации гиревого спорта и армрестлинга Актюбинской области – Аманбаева Богежана Кадырхановича, вице-президента Асанова Берика Сагындыковича, отвечающего за финансовую часть проекта, моего тренера и главного судьи соревнований – Казиева Мурата Жумагалиевича и меня,  как руководителя отдела физической культуры и спорта г. Актобе. Начальником штаба поставили ветерана, имеющего опыт проведения соревнований на союзном уровне – Коренькова Владимира Александровича. Большую помощь в проведении соревнований оказало Управление Физической Культуры и спорта Актюбинской области, за что им отдельная благодарность.
Очень радует меня сейчас то, что многие мои друзья во время подготовки к Чемпионату звонили и предлагали свою помощь. Их предложения начинались со слов «Женя, за честь, за страну, за город, за тебя!». То есть они предлагали финансовую помощь Федерации и свои ресурсы для того, чтобы в нашем городе мы провели достойный старт. Мои друзья Рамис, Юра, Кайсар, Ануар, известный казахстанский актёр и ведущий Макс Акбаров,- все они и многие другие с удовольствием поддержали наш проект. Без них Чемпионат не свершился бы так замечательно.
Как говорит мой тренер Мурат Жумагалиевич, в первую очередь нужно делать все с душой, а значит все будет хорошо! Ежедневные отчеты о проделанной работе дают ясную картину, на что нужно больше обратить внимание, кто не справляется и где нужна помощь. Остальное уже зависит от того, какой результат вы хотите видеть и какие для этого у вас есть ресурсы, а именно: физические, административные и финансовые ресурсы.

- Вот Вы готовились к чемпионату Мира около года. Как за этот год изменились отношение у руководства города, области, жителей, спортивного сообщества к гиревому спорту,  знания  о нём? Желающих заниматься гиревым спортом увеличилось? Если увеличилось, то по каким показателям это видно?
- Изначально нас поддержал Аким области – Сапарбаев Бердибек Машбекович, без него мы многое бы не решили. Как руководитель, Бердибек Машбекович уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта в своём регионе, от массового до спорта высших достижений! Заручившись поддержкой, мы начали постепенно готовить старт. Глава города – Испанов Ильяс Сапарбекович, оперативно помог решить наши организационные вопросы, сняв с нас колоссальную нагрузку, что позволило нам сосредоточиться на внутренней подготовке соревнований.
 Гиревой спорт в области у нас известен, благо наши победы с моим тренером заставили обратить на наш спорт внимание. Но конечно же сейчас интерес к нему увеличился в разы. Во время соревнований во всех уголках города только и говорили о Чемпионате Мира, о тех странах, которые приехали на соревнования. Для Казахстана этот год является юбилейным – 25-летие Независимости, также впереди нас ждет  ЭКСПО – 2017, которое пройдет в  столице нашей республики, Астане,  для нас было важно достойно провести этот Чемпионат и показать Миру Казахстан таким, каким видим его мы – современным, сильным, конкурентоспособным государством! Показав нашу (Казахскую) культуру, быт и гостеприимство.  Сейчас мы думаем над тем, чтобы увеличить тренерский состав, дабы желающих  заниматься стало в разы больше. Не это ли успех?! Если после Чемпионата хотя бы один человек заинтересуется спортом, то это результат. А если таких желающих станет десятки и сотни, то это успех. Это и есть наша цель и мечта!  


- У каждого путника есть цель, то куда он идёт, а указывает дорогу ориентир, для кого звёзды, для кого солнце,  для кого компас. В Вашей деятельности что или кто является ориентиром, чьи поступки вас вдохновляют?
- Безусловно для меня таким человеком является Арнольд Шварценеггер. Великий спортсмен, выдающийся актер, большой политик! Человек, который приехал в Америку с 2 долларами в кармане и достиг таких высот. В 2014 году на турнире «Мистер Олимпия» мне удалось пожать ему руку, от чего я был безмерно счастлив в тот момент. Эта встреча сделала меня еще сильнее и увереннее в своих мечтах. Помимо этого в моей жизни появляются много людей, которые дают мне знание, опыт, науку и силы идти дальше и добиваться поставленных целей! Вспоминаю один случай из своего детства, который произошёл в гостях, где я попытался оторвать гирю 16 кг от пола, увидев это мой отец сказал что я «маменькин сынок» и слабак и тут же добавил, что фамилию Гончаров достоин носить только сильный мужчина. Иной мотивации мне попросту уже не нужно было! Я впитал эти слова как губка и сказал себе, что я буду сильным и достойным этой фамилии.  А моя мама стала для меня ангелом хранителем, поддерживающая меня во всем. Мой тренер для меня стал моим вторым отцом, поскольку мой папа рано ушел из жизни. Мой тренер – мой неугомонный «мотиватор»!
Многому научил меня  Богежан ага, ведь он опытный руководитель и наставник, способный ставить перед собой и коллективом любые цели и добиваться их! Мои прежние руководители дали мне очень многое, Елемесов Адиль Культаевич, Жакупова Жанат Бугеновна, нынешний руководитель  – Арынгазиева Айгуль Амангазиевна поддержала меня, дала возможность проявить себя и показать свою работу!

- У Вас огромный опыт и в спортивной жизни и в организационной работе. Вы бы смогли передать весь этот опыт в книге, может в соавторстве с другими известными тренерами, спортсменами, организаторами, функционерами? Какую тему Вам бы хотелось особенно раскрыть, о чём именно было бы интересно повествовать другим?
- Да, это будет хороший опыт! Я в одно время как-то начинал писать книгу, но к сожалению позже забросил ее. Видимо время тогда не пришло, впереди нас ждал «Мир» (улыбается)! Мне бы было интересно поделиться моим видением о психологии спортсмена, ну и занимая сейчас должность руководителя отдела спорта города и организатора Чемпионата Мира можно было подробно передать своё видение и опыт об организации соревнований! 

- Мне ни разу не приходилось видеть информацию что Вы проводите какие-либо платные семинары, но постоянно поддерживаете спортивное движение на собственном примере, участвуя везде где только можно и общаетесь с детьми. Откуда это, желание дать  не взяв взамен ничего? Вы также в своё время заинтересовались спортом?
- Проводить соревнования я начал задолго до того, как стал руководителем отдела. Проводил соревнования по гиревому спорту, армрестлингу, стронгмену, собирал ребят на полумарафон и так далее.  Я десять лет работал в фитнес индустрии, пройдя путь от инструктора тренажерного зала до управляющего клубом.  Наверно помогать людям становиться здоровыми, и как следствие счастливыми, это моё призвание?!  Сейчас я занимаюсь любимой работой, продвигая в массы курс нашего Президента (Нурсултана Назарбаева), направленного на продвижение физической культуры и спорта в широкие слои населения.
Вы знаете, когда умер папа, а это совпало еще с развалом Союза (СССР), мы очень плохо жили. У меня была одна пара кроссовок, в которых я ходил в школу, гулял на улице и в них же ходил на тренировку. Когда пришел в зал, то тренер мне нашел шорты легкоатлетические, у меня была одна футболка, которая со временем разорвалась до дыр, кстати я ее сохранил. Видимо поэтому я стараюсь увидеть и помочь каждому ребенку. Мой тренер, мой личный пример! Он все отдаст для мальчишек, никого не пропустит, никого не даст в обиду, абсолютно всех позовёт в зал, поговорит, научит, расскажет. От того и я такой. Тренируюсь в обычном и доступном зале, чтобы простые  мальчишки могли прийти, подойти, попросить дать им совет.  Моя мама всегда говорила: «Каков привет, таков ответ!».  Для меня так все должны чем-либо заниматься, должна быть физическая активность у каждого человека, увлечение. Спорт делает нас не только сильными и подтянутыми, но и уверенными в себе, в своих целях и мечтах! 

- Евгений, Вас считают самым эмоциональным спортсменом-гиревиком, многим это даже очень сильно нравится, это говорит о том, что Вы спокойно, даже с азартом воспринимаете публику. Но есть молодые спортсмены которые «горят» перед стартом, волнуются и ничего не могут с этим поделать. Какой бы Вы дали им совет?
-У меня спрашивают: «Как вы на протяжении стольких лет показываете стабильно высокие результаты на каждом старте?» - у меня немного стартов в году, поэтому я настраиваюсь на них основательно, как в физическом, так и в психологическом плане. Все в нашей голове, как мы настроимся, так все и будет. Что делать? Представьте себе все до мелочей, прокрутите соревнования в своей голове, представьте как вы показали свой лучший результат, что стали чемпионом, а после, выходя на помост, скажите себе что все это было, осталось только повторить. Я всегда прокручиваю этот сюжет, представляю и репетирую «что будет в конце», «как и что я сделаю». Это мои эмоции и они неповторимы. Запомните –  здесь и сейчас, завтра не будет! Наступит день и это будет уже сегодня, только здесь и сейчас важны ваши эмоции. Не скрывайте то, что хотите сделать, потому как есть только миг, один шанс!

- Какой Ваш путь в спорте, как Вы пришли в него? Что послужило толчком к занятиям и с какого спорта всё начиналось?
-Моя спортивная история началась в 6 лет. Никто меня не принуждал и не заставлял. С мальчишками со двора я пошел на секцию дзюдо, даже не сказав своим родителям, так как нужно было ездить на другой конец города. Но как-то раз мама увидела меня перебегающим дорогу и узнала, что я езжу самостоятельно в старую часть города. Пришлось бросить дзюдо и переключится на гимнастику. В итоге я перепробовал множество видов спорта, но значимыми для меня стали велоспорт и соответственно гиревой спорт. Параллельно с велоспортом я посещал по выходным танцевальную группу, чему очень рад, так как научился танцевать и особо спокойно чувствовать себя на сцене перед  зрителями, что в итоге пригодилось в спорте. Велоспортом занимался с большой самоотдачей, быстро пришли результаты, отбирался на первенство Мира по юношам, но не было финансирования в то время. По этой причине пришлось бросить профессиональные тренировки, а следующим видом стал гиревой спорт. Пришел в зал, попросив у будущего тренера показать технику подъёма гири, так как в школе устраивали «А ну-ка парни!». К тому же мои друзья ходили в секцию гиревого спорта, что и подвигло меня прийти в зал и остаться тут.

- Когда Вы выходите на помост, то на Вас обращено внимание многих присутствующих в зале: тренера, друзей по команде, соперников, болельщиков и зрителей, а за Вами, за вашей спиной вся страна, родные и друзья дома, люди, для которых Вы являетесь достойным примером! Каково Ваше чувство в такие моменты? Чувствуете напряжение или же наоборот это даёт заряд? Что происходит внутри?
- Да, я понимаю что мои родные, друзья, коллеги переживают за меня, смотрят и желают победы. Это настраивает меня и делает ещё сильнее. Любовь к родине делает человека как минимум вдвое сильнее, ты должен понимать, что за тобой стоит страна, которая тебя вырастила и сделала таким, какой ты есть. Но это спорт! У каждого чемпиона есть своё время. Не всегда удаётся побеждать. И в этот раз, растратив себя эмоционально, попросту не было времени отключиться от всего и настроится на борьбу. Это не соперник выиграл, это я проиграл! Проиграл в первую очередь психологически, но не физически, так как не было сил в голове. Моя старшая дочка стояла на трибуне и плакала, она не понимала «Как такое может быть!», но  это для неё живой и яркий пример того, что нужно быть всегда готовым на 110%!!! "Сильнее сильного" Гончаров ©.

- Конечно же трудно не заметить что Вы большой патриот и очень любите свой Край! Как Вы представляете себе Казахстан, я имею в виду в образном плане (зверь, птица, стихия или природное явление)
- Казахстан – моя родина! Папа – русский, мама – немка, а я казах (улыбается)! Я рожден в Казахстане, воспитан казахами, лучшие друзья – казахи, обычаи – казахские. Я очень люблю страну и наш народ. Бывает что одену подарочную майку с российской символикой, так на меня казахи обижаются, ревнуют, хотя сами носят «Боско». Казахстан это такая большая птица,  большой, сильный, а главное добрый орел! 

- А казахского гиревика?
- Тот, кто поднимает гири в тюбетейке (смеётся)! Меня многие спрашивают: «Что это ты за шапочку одеваешь всю жизнь?». Я бывший велосипедист, и это велосипедная  шапочка, которой 20 лет, она всегда со мной. А когда спрашивают, я отвечаю, что это «спортивная тюбетейка»!

- Что в общем гиревой спорт значит для Вас?
- Спорт - моя жизнь, гиревой спорт – моя душа, гиря – мое сердце!

- Один сатирик сказал: «Мечты – это планы в уме, а планы  – это мечты на бумаге!» - скажите, как Вы видите чемпионат Мира по гиревому спорту 2026? И гиревой спорт вообще?
- Верно сказано! Когда я мечтал стать Чемпионом Мира, я как древние китайцы писал свою мечту везде где бывал, в первую очередь в спортивном дневнике, в телефоне, в ванной, туалете, в спальне, на кухне, дома на елке у меня были бумажные гири, половик у входа в квартиру в виде гири, кулон на шее, печатка. Я настолько привык к этому, что когда стал Чемпионом Мира, то не испытал никаких чувств, только констатация факта, я знал и ощущал тогда уже себя чемпионом. Кстати, тогда я и выиграл в толчке у своего кумира того времени, великого спортсмена, ныне покойного Михаила Бибикова.
Всем нам нужно много работать во благо гиревого спорта! Каждый гиревик должен понимать, что является визитной карточкой нашего спорта, должен соответствовать и быть показательным спортсменом! Стараться на всех ступеньках своего развития показать, что гиревой спорт полезен и уникален в повседневной жизни, помогая добиваться любых задач, так как гиревики являются универсальными спортсменами, способными бежать марафон, плыть, проезжать на велосипеде большие расстояния и так далее. А руководителям федераций приложить максимум  усилий для того, чтобы эффективно популяризировать и продвигать гиревой спорт у себя в районе, в городе, в стране! Нужно заслужить признание народа, поддержку государства, благо что взамен мы можем дать им сильную и здоровую нацию! И вот все эти усилия приведут нас к Олимпийским Играм! А Чемпионат Мира 2026 года снова пройдет у нас, в Актобе, в суперсовременном комплексе при участии 100 стран-участниц (улыбается)!!! 

- Спасибо большое за беседу, всего доброго!
- Пожалуйста и здоровья Вам и всем нашим читателям!